ЗИЛ-431410

3313 28.07.2019 7 мин.

ЗИЛ 431410 – уникальный бортовой автомобиль, который на протяжении более чем 40 лет выпускался Московским автомобильным заводом им. Лихачёва. Его отличает повышенная проходимость, поэтому основным предназначением при создании машины была езда по труднопроходимой местности и на бездорожье.

В настоящее время существует множество различных модификаций грузовой техники, разработанных на базе универсального шасси. Среди таких модифицированных автомобилей в обычной, гражданской жизни встречается и пожарная машина (также как и на базе МЗКТ-500200).

Описание бортового автомобиля

Представленная модель бортового авто была сконструирована на основе технических характеристик семейства грузовых автомобилей ЗИЛ 130, отличающихся новомодным дизайном и мощнейшим 8-цилиндровым двигателем в 60-е годы прошлого столетия.

Зил 130
ЗИЛ 130

Главной обязанностью обновлённой техники стала замена основного модельного ряда полноприводных армейских машин ЗИС-151 и его универсальную модификацию ЗИЛ 157, которые своими основными характеристиками отдалённо напоминали конструкцию и дизайн военных американских прототипов.

Они выпускались Соединёнными Штатами и Советским Союзом в рамках союзнической поддержки в борьбе с нацистской Германией. К середине XIX грузовая техника окончательно устарела и перестала отвечать всем необходимым требованиям вооружённых сил СССР.

На видео – история Зил-130 на основании характеристик которого создан ЗИЛ-431410.

Вопрос о разработке, конструировании и последующем выпуске в масштабных объёмах на универсальных мощностях ЗИЛа линейки унифицированных грузовиков для армейских нужд и разрешения различного рода гражданских вопросов пришёлся на конец 50-х годов прошлого столетия. На удивление, работа по производству новой модели техники пошла полным ходом.

Объяснением высокоэффективности работы послужили успешно пройденные испытания определённых элементов экспериментальных автомобилей ЗИЛ 128. И, наконец, под конец 56 года того же столетия был разработан первый образец грузовой машины ЗИЛ 431410, который был оснащён рядным 6-цилиндровым мощнейшим двигателем.

Спустя 3 года нововведённое устройство отечественного автопрома успешно преодолел ряд испытаний на заводском и государственном уровнях и проявил себя только с лучшей стороны.

По этой причине старт выпуска серийного производства в больших объёмах был назначен на середину 1961 года, но по определённым причинам технологического характера пуск заводского конвейера пришёлся лишь к концу 1967 года.

Полноприводный грузовой автомобильотличается капотной компоновкой стандартного типа с V-образным карбюраторным 8-цилиндровым двигателем. Также конструкторы оснастили механизм специальным устройством, позволяющим отключить функционирование переднего моста. Задний мост при этом оставался же рабочим.

%-ти ступенчатая коробка передач
5-ти ступенчатая коробка передач

Характерными чертами для машины является пеномасленная воздушная система фильтрации, пятиступенчатая коробка передач, оснащённая специальным синхронизатором и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также однодисковым сцеплением сухого типа. Управление грузовым автомобилем предусмотрено при помощи гидроусилителя.

Спустя некоторое время после выпуска первой партии ЗИЛа 431410 был произведён ряд модификаций автомобиля, касающихся электрооборудования без мониторов, улучшены седельные тягачи, произведены существенные изменения по улучшению производительности дизельного двигателя.

Большего внимания заслуживает использование представленной модели техники и её различных видоизменений в армейских целях.

На базе машины была сконструирована и поставлена на вооружение целая линейка боевых и спецмашин, среди которых встречаются боевые прототипы, оснащённые реактивной артиллерией, минные заградители стандартного образца, ЗРК, топливно-автомобильные заправщики, пожарная машина, а также иные устройства.

Если говорить о масштабе выпуска грузовых автомобилей ЗИЛ 131 с момента их производства по сей день, то на настоящее время имеется свыше 1 миллиона единиц данной техники со всевозможными её модификациями.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века по начало 00-х годов нынешнего столетия, выпуск машин был перенаправлен на конвейерские мощности Уральского автомобильного завода (УАЗ).

Сейчас же представленная модель устройства не выпускается и вовсе. Но на улицах практически каждого города, в особенности, деревень, сёл и посёлков городского типа, нередко можно увидеть этот грузовой автомобиль, символически ставший некогда отличительной чертой эпохи Советского Союза.

Модификации грузовой машины

Новая модель грузового автомобиля ЗИЛ 431410 характеризуется гораздо лучшими техническими характеристиками, в том числе и расход топлива этой машины значительно уменьшился в сравнении с предыдущими аналогами техники.

Лебедка с большой тягой
Лебедка с большой тягой

ЗИЛ 431410 оснащается специальным гидроусилителем руля, лебёдкой с большей тягой, а также уникальной системой управления давлением в шинах, которая позволяет выполнять определённые задачи в более комфортных условиях.

_Новая разработка завода Камаз – капотный автомобиль. Такой автомобиль производился для участия в спортивных соревнованиях. Прочитать о них можно здесь.

О других разработках завода и новых моделях читайте в этой статье.

А весь модельный ряд завода Камаз представлен тут. В этой статье вы найдете краткое описание каждой модели.

Технические характеристики

  • Свойства техники Показатель Ед.измерения
  • Грузоподъемность 7500 кг
  • Масса снаряжённости бортового авто 5286 кг
  • Общая масса ЗИЛа 431410 11500 кг
  • Общая масса прицепа ЗИЛа 431410 90000 кг
  • Максимально возможная скорость техники 100 км/ч
  • Максимально возможная скорость автопоезда 90 км/ч
  • Время разгона машины до 70 км/ч 40 с
  • Максимально возможный преодолеваемый техникой подъем 30 %
  • Максимально возможная преодолеваемый автопоездом подъем 15 %
  • Тормозной путь ЗИЛа 431410с 70 км/ч 30 м
  • Тормозной путь автопоезда 25 м
  • Расход топлива машины 30 л/100 км
  • Габаритный радиус поворота 9 м
  • Радиус поворота по внешнему колесу 8,5 м
Кабина водителя
Кабина водителя

Для ЗИЛ 431410 характерна трёхместная просторная закрытая кабина с теплоизоляцией, выполненная из цельных листов металла, а также панорамным ветровым стеклом разрезного типа, состоящий из двух равных частей.

Сидение для водителя условно отделено от пассажирских; оно регулируется без особых сложностей по высоте и длине, а также водитель имеет возможность под себя подстроить наклон спинки сидения. Эти показатели способствуют не только длительной работе в комфортных условиях, но и увеличивают эксплуатационные показатели в несколько раз.

Бортовой ЗИЛ 431410, представленный на фото, отличается наличием деревянной платформы, каркас которой изготовлен из металлических брусьев. Боковые и передний борта глухие, а задний – откидной. Боковые борта оборудованы откидными скамейками и защитными решетками.

Грузовая машина предусматривала наличие «оперения», предохраняющего двигатель от загрязнения и придающего всему автомобилю привлекательный внешний вид. Манипулятор ЗИЛ 431410 имеет более крепкое основание. Конструкция платформы и рама выполнены из упрочнённой углеродистой стали.

Необходимость в автомобиле была обусловлена необходимостью размещать крановые оборудования или другие специализированные установки.

Создателям автомобиля удалось добиться максимальной проходимости грузовой машины и безупречное сцепление с дорожным полотном. Техника характеризуется наличием проходных мостов, 8-слойными большими шинами со специальными протекторами, грунтозацепами и блокируемой дифференциальной межосью.

Внушительный размер шин
Внушительный размер шин

Внушительный размер шин позволяет сравнивать колёса грузовика с привычными видами гусеничного транспорта. Главная передача представленной модели техники двойная, а передаточное число приравнивается к 7.34. Отличительной особенности грузового образца является способ включения переднего моста посредством электропневматического привода.

Основной рычаг, приводящий его в действие, находится панели приборов внутри водительской кабины и по внешнему виду напоминает простой двухпозиционных тумблер их металла.

Кроме того, передний мост включается и благодаря рычагу переключения скоростей. Все скорости кроме первой предохраняются специализированными замками, которые не допустят случайного выключения скорости при резком возрастании нагрузки на двигатель. Такая функция приходится крайне важной при длительном подъёме машины.

Коробка передач автомобиля за счёт своих технических показателей механического типа. Тем не менее, для своей эпохи, когда ЗИЛ 131 был особо значим и востребован, аппарат оснащён достаточно инновационными электрическими устройствами.

Конструкция ЗИЛа 131 оснащена генератором переменного тока последнего поколения с внушительным запасом мощности. Кроме того, она обладает электрическим коммуникационным оборудованием и бесконтактным зажиганием.

Также автомобиль характеризуется наличием особого вибрационного аппарата, который гарантирует непрерывное передвижение машины на протяжении 30 часов на полной мощности. Эти свойства позволили ЗИЛу 131 стать бестселлером среди грузовиков того поколения, когда представленная модель автомобиля начала поставляться с конвейера в массы.

Модификации ЗИЛ 431410

ЗИЛ 431410 Кунг
ЗИЛ 431410 Кунг

Представленная модель грузовой техники получился до такой степени удачным, что на основе его технических характеристик было произведено немало всевозможных модификаций. Наиболее популярныой из них является ЗИЛ 431410 КУНГ. Аббревиатурное название в полном виде звучит как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Каркас данного образца автомобиля изготовлен из швеллеров и уголков разного размера, который поверху обшиты цельными листами высокопрочного металла. Тем не менее весит эта техника не более тонны.

Изнутри фургон-кузов КУНГа ЗИЛ 131 обшит пенопластом или же подобной теплоизоляцией, покрытой антисептической фанерой, улучшающей технические особенности всего грузовика в целом. Все существующие грузовые автомобили данной модификации вне зависимости от цели использования имеют:

  • системы вентиляции и освещения;
  • устройство отопителя;
  • многообразные ботовые устройства.

Отличительная черта КУНГа 431410 заключается в наличии в кузове автомобиля уникальной установки фильтрации воздуха ФВУА-1ООН-12, которая позволяет осуществлять забор воздуха повсеместно и делать его максимально очищенным и безвредным для окружающей среды.

Так образовывался переизбыток давления, который и позволял делать пространство внутри фургона абсолютно безопасным.

Устройство отопителя полностью независимо от других составляющих механизма автомобиля. Тепло выделяется за счёт расхода топлива, а именно его сгорания.

Так на 100 км дизельного топлива потребуется около 40 литров. Это чуть больше, чем у МАЗ-5337.
Помимо этого на основе технических данных рассматриваемой модели техники имеются и другие модификации, отличающиеся лучшими показателями:

  • АРС 14 ЗИЛ 131 – авторазливочная станция, водовоз;
  • ЗИЛ 131 В – седельная тяготильная машина;
  • АТЗ З – топливозаправочный автомобиль;
  • МЗ 131 – маслозаправочный автомобиль;
  • ЗИЛ 131 МТО АТ – мастерская для технического обслуживания техники;
  • АЦ 40 – пожарная машина.
ЗИЛ 131 водовоз
ЗИЛ 131 водовоз

Стоимость ЗИЛ 431410

Невзирая не то, что представленная модель грузовой техники и её всевозможные модификации выпускаются свыше 50 лет, они до сих пор актуальны.

Такие автомобили характеризуются не только повышенной долговечностью эксплуатации и универсальным использованием, но и совсем небольшой для агрегата с такими техническими характеристиками стоимостью. Цена на ЗИЛ 431410 отдельно взятого экземпляра зависит разве что от даты производства, состояния и пройденного километража:

Дата производства и стоимость в рублях:

  • 1980 год 150 000
  • 1990 год 180 000
  • 1995 год 190 000
  • 2000 год 700 000
  • 2002 год 250 000

Также на итоговую стоимость улучшенных моделей военного транспорта немалое воздействие оказывает оборудование, которым оснащены машины. Так, к примеру, стоимость основы представленной версии с дополнительной буровой установкой может достигать 2,5 млн. рублей.

Поэтому чем технически сложнее и изобретательнее автомобиль, тем выше будет цена на него.

Стоимость ЗИЛа 431410 с оборудованной автовышкой не превышает 550 тыс. рублей.

Доступность ремонта и небольшие денежные расходы на него дают возможность считать эксплуатацию автомобиля экономически выгодной и обоснованной.

В настоящее время существует достаточно много подобных грузовых машин с аналогичными техническими показателями, иногда они даже превосходят старый образец.

Тем не менее, 431410 131 и по сей день пользуется широкой популярностью как на обычных предприятиях, деятельность которых направлена на геологическую разведку, в строительных организациях, в роли бурового и бортового самосвала, но и в некоторых районах армии российской Федерации.

Другая модель грузовика ЗИЛ, производящаяся по сей день – ЗИЛ-5301.

Помогла статья? Оцените её:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(Проголосуйте первым)
_ Загрузка...

Поделитесь с друзьями!

Как можно внешне отличить ЗИЛ-431410 от других по нумерации самосвалов?

Вверх