ЧТЗ Б-10М: технические характеристики бульдозера, расход топлива

3715 08.10.2019 4 мин.

Бульдозер Б10М, имеющий механическую трансмиссию, начали выпускать на Челябинском Тракторном Заводе в 2004 году. Базой для его создания стал бульдозер Б170.

Модернизация коснулась, например, компоновки отсека силового агрегата, также изменено размещение гидроцилиндров – точки их крепления перенесены вперед, а они сами стали длинноходовыми.

Для подвески отвала использована балансирная балка, что вкупе с гидросистемой повышенной мощности позволило эффективнее использовать массу бульдозера при работе. Производительность этой специальной машины повышена и за счет применения полусферического отвала иной формы (подробнее тут).

Силовые агрегаты взяты от предшественника без кардинальных изменений.

Предназначение

Бульдозер Б10М, фото которого представлено ниже, является специальной машиной – рыхлительно-бульдозерным комплексом 10 класса тяги, также как и T170.

Он способен перемещать грунты I–III категории, даже если они не были предварительно разрыхлены, а мерзлые (с температурой минус 50 Цельсия), относящиеся к IV категории и скальные трещиноватые с предварительным дроблением породы.

Рыхлительная навеска этого бульдозера заменяется тяговой лебедкой без внесения изменений в конструкцию машины. С нею она применяется при ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС, а также в строительстве, на лесозаготовительных работах (как и самосвал ЗИЛ-157).

Подробнее смотрите на приведенном ниже видео:

Машина маневренна, имеет хорошую проходимость, она может использоваться в различных климатических условиях – как в Арктике, так и в тропиках, а также в горах (на высоте до 3 тыс. метров) и в условиях сильного запыления.

Технические характеристики и конструкция

Бульдозер ЧТЗ Б10М выпускается в двух основных модификациях, отличающихся типом установленного силового агрегата. Также есть модели, опционально отличающиеся так называемым мокрым мостом, поворотные фрикционы и части тормозной системы которого погружены в масляную ванну.

Это повышает маневренность бульдозера и увеличивает период межсервисного обслуживания.

Двигатели

Базовой моделью бульдозера является Б10М 0111 1Е, на которую устанавливается «родной» челябинский дизель Д-180. Он четырехцилиндровый (цилиндры в ряд), объемом 14,48 литра. Его мощность 180 лошадиных сил (у экскаватора бульдозера ЮМЗ ЭО 2621 всего 65л.с.). Для его запуска используется как электростартер, так и пусковой ДВС.

Модель Б10МБ 6000, на которую вместо рыхлительного инструмента ставится тяговая лебедка, считается «болотной». У нее не только более широкий гусеничный движитель, но и двигатель большей мощности. Это шестицилиндровый V-образный ярославский дизель ЯМЗ-236Н.

Он на десяток «лошадей» сильнее, но его объем меньше – 11,15 литра. Запускается исключительно электростартером.

_ Там где нельзя использовать крупную технику, всегда пригодится мини. В этой статье, например, представлены мини экскаваторы российского производства.

Прицепные мини экскаваторы хоть и не могут перемещаться самостоятельно, но зато они заменяют ручной инструмент.

А мини тракторы российского производства незаменимы для обработки малых площадей и могут быть использованы для стрижки травы или уборки мусора.

Ходовая часть

Ходовая часть обеих моделей опирается на тележки с трехточечной подвеской, которые сопряжены с балансирной балкой, имеющей микроподрессоривание. Зазоры сопряжения гусеничного движителя предельно малы, что повышает его ресурс. Опционально бульдозер может быть оснащен гусеницами, имеющими сухой шарнир.

Натяжное цельнолитое колесо, беговая дорожка которого получена путем механической обработки, является новой конструктивной деталью ходовой части бульдозера.

Количество опорных катков в модификации, которая считается «болотной», увеличено до семи (базовая модель имеет шесть), поэтому его база длиннее – 3225 против 2880 миллиметров у базовой модели. Также модель с литерой «Б» оснащается широким гусеничным движителем.

Опорных катков Поддерживающих Ширина гусеницы (мм) База (мм) Давление на грунт МПа
Б10М 6 2 500 2880 0,055
Б10МБ 7 2 900 3225 0,031

Трансмиссия

Бульдозеры этой марки могут оснащаться как гидромеханической, так механической трансмиссией.

Трансмиссия Б10М
Трансмиссия Б10М

Одноступенчатый гидротрансформатор сопрягается с трехскоростной реверсивной КПП, имеющей планетарную конструкцию. Её согласующий редуктор имеет передаточное число 1,25. Это позволило улучшить тяговые характеристики машины.

Конструкция гидромеханической трансмиссии имеет устройство, которое автоматически регулирует тяговое усилие в зависимости от внешней нагрузки. Благодаря этому расход топлива бульдозера Б10М, оснащенного таким агрегатом, заметно снижен.

В среднем за один час работы расходуется 218 грамм топлива на один киловатт мощности.

Механическая КПП имеет восемь передач. В конструкцию ее верхних и нижних валов внесены изменения, которые гарантируют самопроизвольное выключение передачи или диапазона.

Гидросистема

Она раздельноагрегатная, с гидронасосом шестеренчатого типа. Ход штока подъема отвала 1250 мм, перекоса – 200 мм, рыхлителя – 450 мм.

Кабина

Рабочее место оператора одноместное, каркасное, имеющее повышенную жесткость. Круговой обзор обеспечивается широкими и плоскими двойными уплотненными стеклопакетами. Опционально в кабине устанавливается индивидуальный отопитель, который работает и во время стоянки машины.

Кабина Б10М
Кабина Б10М

Сиденье оператора регулируемое, с подрессоренным креплением. Много внимания конструкторы уделили эргономике приборной панели, показания приборов на которой хорошо читаются.

Основные технические характеристики бульдозера представлены в сводной таблице

Б10М 0111 1Е Б10МБ 6000
Двигатель (тип, мощность л.с) Д-180, четырехцилиндровый, рядный, 180 ЯМЗ-236Н, шестицилинровый, V-образный, 190
Трансмиссия Гидромеханическая 3-х ступенчатая или механическая 8-ми ступенчатая
Навеска Прямой и полусферический отвалы, рыхлительный комплекс Прямой и полусферический отвалы, тяговая лебедка
Масса с рабочими инструментами (кг) 20965 20345
База (мм) 2880 3225
Длина от переднего края отвала до заднего катка (мм) 5552 5971
Ширина колеи (мм) 1880 2280
Ширина гусениц (мм) 500 900
Давление на грунт (МПа) 0,055 0,031

Стоимость владения

Новый бульдозер Б10М, цена которого в минимальной базовой комплектации не ниже 3,7 миллиона рублей (сравните с ценой T130), не по карману многим небольшим строительным компаниям или старательским артелям. Поэтому существует устойчивый спрос на его сезонную аренду.

Она тем более оправдана, что цена владения машины с гидромеханической трансмиссией, имеющей большую производительность и меньший расход топлива, существенно ниже, чем аналогичной по техническим характеристикам, но являющейся представительницей какого-нибудь известного зарубежного бренда.

Заключение

Бульдозер ЧТЗ Б10М не является примером чего-либо революционного. Его создатели пошли по привычному пути улучшения уже хорошо зарекомендовавшей себя специальной техники.

Ряд примененных в его конструкции технических решений, например, гидромеханическая трансмиссия и вынесенные вперед точки крепления гидроцилиндров, делают этот бульдозер вполне конкурентоспособным в ряду специальных машин известных зарубежных брендов (см. рейтинг самых крупных бульдозеров тут).

При этом цена владения им в любом случае оказывается ниже.

Возможно, вас также заинтересует статья про самые большие экскаваторы.

Помогла статья? Оцените её:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(Проголосуйте первым)
_ Загрузка...

Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Вверх