Седельный тягач КАМАЗ 65205 — наследник классической идеи

1

Мышление инженеров, даже самых передовых, через много лет может удивить своей консервативностью. Дизайн первых автомобилей вообще был сработан по образцу тогдашних карет, просто лошадь заменили мотором.

В самые последние годы XIX американский предприниматель, шотландский эмигрант Александр Винтон из штата Огайо решил заняться производством “horseless carriages”, «безлошадных повозок». Для доставки их потребителю Винтон изготовил грузовую платформу и специальный тягач, который назвал «semi-truck” – что-то вроде «полутрактор», или – полутягач.

Почти одновременно в Детройте некто Август Фройхауф собственноручно изготовил точно такой же агрегат, но — предназначенный для перевозки лодки. Он предложил его на продажу под названием «semi-trailer”, то есть «полуприцеп».

Теперь оставалось совсем немного – соединить вместе «полутягач» с «полуприцепом», что и было немедленно проделано.В самом начале 20-х годов компания Mack Tracks уже тысячами выпускала первые в мире полноценные седельные тягачи, и именно на таких машинах сейчас в США перевозится почти 80 процентов всех коммерческих грузов.

Советские седельные тягачи

У нас что-то подобное начали создавать в период индустриализации на московском Заводе Имени Сталина. Это были пробные машины на базе широко распространенного грузовика АМО, но двигатель его мало подходил для тяжелого тягача. Для увеличения тяги пытались применять коробку передач с уменьшенным передаточным числом, но широкого распространения эти машины не получили, и поначалу несколько штук использовались только для внутризаводских перевозок по территории завода-изготовителя.

Советский тягач ЗИС 10
Советский тягач ЗИС 10
В конце 30-х годов инженеры ЗИСа все-таки сделали приемлемый вариант – седельный тягач ЗИС-10 с полезной нагрузкой 7 тонн, и до начала войны успели выпустить несколько сотен машин.

После войны седельные тягачи выпускались уже несколькими заводами, в Ярославле, Минске (Белоруссия) и Кутаиси (Грузия), количество их исчислялось сонями тысяч.

Революция Камазов

За первые два года существования завод КАМАЗ выпустил более 100 000 грузовиков, побив все мировые рекорды по количеству машин мирового уровня. Параллельно расширялась и номенклатура продукции (см. тут), и вскоре КАМА стал лидером и по производству седельных тягачей.

Первая такая машина – КАМАЗ 5410 – находилась в производстве более 30 лет, до 2006 года. А совсем недавно Камский Завод освоил самую современную и самую технически оснащенную на сегодня, и, что уже характерно для КАМАза, совершенно революционную модель – седельный тягач 65206. Еще один тягач от Камаз — это 55111.

Характеристики и устройство

КАМАЗ 65206 – первый отечественный седельный тягач с тремя колесными осями. Две пары колес задней тележки – ведущие. В машине применен самый современный двигатель Daimler OM-457, обеспечивающий выполнение требований экологического стандарта Евро-5. Кабина нового КАМАЗа отличается современным комфортом, необходимым для использования этого магистрального грузовика на наших бесконечных дорогах.

Обзор тягача КАМАЗ на видео.

Двигатель

В новой машине применен немецкий двигатель от фирмы Mercedec широко известной «четырехсотой серии» типа OM-457. Сам по себе это надежный двигатель объемом 12 литров и мощностью 248 лошадиный сил широко применяется во всем мире в самых разных областях, не только для оснащения грузовиков, но и для кораблей, сельхозмашин и даже для стационарных установок.

Коробка передач

Применение импортных комплектующих в новом КАМАЗе не ограничивается двигателем. Применена также немецкая коробка передач ZF 16S 2221 производства компании ZF Friedrichshafen AG.

Эта современная 16-ступенчатая КПП снабжена интардером (от английского integratedretarder) – современным вариантом «горного» тормоза, интегрированным непосредственно в конструкцию КПП. «Горный тормоз» обеспечивает замедление машины на спусках без нагрузки на основные тормозные механизмы, предотвращая их перегрев и повышенный износ.

Задний мост

Еще один инновационный немецкий продукт, освоенный в производстве КАМАЗов -задний мост Daimler HL4/HD4на пневматической подвеске с электронным управлением.

HL4 HD4 задний мост КАМАЗа
Задний мост КАМАЗа HL 4/HD4
Редуктор заднего моста имеет блокируемый дифференциал и гипоидную передачу, рассчитанную на рабочую нагрузку до 10 тонн. Пневматическая подвеска – индивидуальная для каждой из четырех осей.

Тормоза

На новом КАМАЗе применены не барабанные, а более эффективные дисковые тормоза, снабженные антиблокировочной системой с полностью электронным управлением. Все тормозные системы – основная, моторная, и «горная» (интардер) легко управляются с помощью расположенного под рулем переключателя.

На заводе Камаз производится большое количество разных моделей тягачей. Описание многих из них вы найдете на нашем сайта.
В этой статье — технические характеристики Камаз-53215.

Тут — описание модели 65116.

А список все новых моделей самосвалов Камаз вы найдете здесь.

Сцепное устройство

В машине применено цепно-седельное устройство GF SK-S 36.20/185 голландской фирмы GeorgeFisher. Допустимая нагрузка на сцепку – 17 тонн. Процессы расцепки и сцепки максимально облегчены применением управляемой пневматической подвески задних осей, что позволяет устанавливать нужную высоту устройства над поверхностью земли.

Электрическая схема

Электропитание КАМАЗ 652016 обеспечивают два последовательно соединенный аккумуляторови генератора мощностью 2 квт. Напряжение электрической сети – 24 вольта.

Кабина

Кабина КАМАЗаВ целом кабина производится по технологии, полученной от Mercedec. Кабина – трехместная, плюс одно спальное место. Сиденье водителя имеет пневмоподвеску и подогрев.

Климатический контроль обеспечивается кондиционером Eberspaecher Airtronic D2 немецкого производства. В кабине установлена цифровая панель управления с полностью русифицированным меню.

Основные технические характеристики:

  • Полная масса – 26 тонн
  • Нагрузка на заднюю тележку – 19 тонн
  • Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн
  • Полная масса автопоезда – 46 тонн
  • Полная масса полуприцепа – 35 тонн
  • Максимальная скорость – 90 км/час.
  • Расход топлива – 35 литров на 100 километров (примерно столько же, как и у 4310).
  • Цена седельного тягача КАМАЗ 65206 – от 4 млн. руб.

На фото справа виден салон.

Модификации

Изготовитель предлагает модель КАМАЗ 652016 T5 – универсальный тягач, который может оснащаться самосвальным кузовом либо наливной цистерной. Цена – от 4,5 млн. руб. О ценах на другие модели Камаз — тут.

Седельный тягач – первенец в этом инновационном семействе. Уже сегодня завод-изготовитель предлагает покупателям трехосный бортовой грузовик КАМАЗ 65207, грузовая платформа которого (с установкой тента) имеет объем более 48 кубических метров и грузоподъемность 15 тонн. Цена этого грузовика – 5 млн. рублей.

Перспективы

КАМАЗ 652016 – первый в отечественной истории «гибридный» автомобиль, способный работать как на дизельном топливе (как, например 4308), так и на электричестве. Это станет возможным, если установит коробку передач с гибридным модулем, имеющим инверторы-накопители для преобразования механической энергии в электрическую.

Речь идет не о том, чтобы машина полностью шла на «электрической тяге», а о значительной экономии топлива при использовании подзарядки аккумуляторов при рекуперативном торможении.

При этом подразумевается и перемещение на электрической энергии аккумуляторов, на небольшие расстояния 1-2 километра, например, внутри производственных помещений для предотвращения загрязнения воздуха.

Конечно, до настоящего гибридного седельного тягача еще очень далеко, но первый шаг на этом важном пути уже сделан!

Прочитайте статью про еще один тягач от Камаз, выпуск которого был прекращен в 2000 года — Камаз-5320.

Поделиться
Записи по теме
Смотрите также
Обсуждение1 комментарий
  1. Евгений

    По большому счету, от старого доброго Камаза мало что осталось. Двигатель и коробка передач немецкие, сцепление — голландское, кабина и та по технологиям Мерседес выполнена. Получается, что российское только сырье, и рабочая сила. Неужели инженерная мысль так плохо работает, что все нужно у кого то покупать. А как же импорто замещение? Почему не справляется отечественный производитель?

Комментировать